понедельник, 15 апреля 2013 г.

Руководство (справочник?) по линуксам.

Меня очень часто спрашивают, чего такого конкретного можно почитать про линукс. Обычно я отвечаю, что вся литература не подходит и нужно просто решать проблемы по мере их поступления. Решать путем гугления или доебывания меня/не меня в ЛС - дело вкуса.
Про линукс действительно, нет такой годной, написанной легким языком литературы, которая бы подошла нубам и всем, кто хочет поставить линукс, но сам не знает зачем и какой и на что и куда и когда.
Данное руководство принципиально отличается от остальных тем, что я пишу его основываясь на простом опыте помощи неопытным пользователям линукса, рассматриваю тривиальные задачи и самые распространенные проблемы.
Если у меня пропрет все это дописать, я запакую в fb2 с нормальным содержанием и редакцией.
Итак...




Глава I


Какой дистрибутив выбрать?

Этот вопрос заебал всех. Действительно, огромным недостатком современного мира линукса является обилие дистрибутивов, сборок и говносборок. 
Привычно для всех форумов - ткнуть новичка носом в говно убунту/минт и вздохнуть с облегчением, потому что установка и использование убунты вопросов не должны бы вызывать. 
Однако мой личный опыт подсказывает, что убунта всегда может выкинуть финт из-за печки и вообще от настоящего мира линукса тихонько отодвигается. Лично я не одобряю платные приложения в Центре Приложений, Амазон и прочие "плюшки" убунты. На убунте вы научитесь пользоваться только убунтой и линуксоидом вас можно будет назвать с натяжкой. 
Минт, не смотря на то, что является говносборкой убунты, работает вроде как стабильнее, да и линуксом его назвать проще: форк гнома 2 за DE вместо экзотической юнити, "изкоробки" все ПО швободное и установка/использование чуть ли не проще, чем у Винды, нооо... все же, на минте вы научитесь пользоваться только минтом и убунтой. 
Есть такие теории, что новичкам нужно хуярить с вертушки в щи хэнбуком генты в лоб и отправлять чрутиться в стейж3 из ливок. 
Я не согласен. Прежде, чем осиливать полноценные дистрибутивы, которые представляют собой именно линукс, нужно запастись хоть какими нибудь базовыми знаниями. Поэтому я предлагаю Debian. 
Это удобный, стабильный дистрибутив, на котором можно практиковаться, экспериментировать, изучить мир открытого ПО и приобщится к сообществу линуксоидов. 
Не хотите Дебиан? Ну, собственно, как хотите, я пишу руководство не по дебиану, но достаточно много примеров я буду приводить именно по нему.
Ниже краткий экскурс по дистрибутивам для новичков, которые вас, возможно, заинтересуют:

1. Ubuntu 

Выглядит примерно так. Включает в себя Unity (как бы гном 3, но как бы уже и не гном 3 и не гном шелл), существует в таких редакциях как Kubuntu (c KDE), Xubuntu (c Xfce4), Lubuntu (c LXDE) и так далее, хз что они еще напридумывали. 
Платформа для покупки хуйни в Центре Приложений, Амазоне, Стиме и где то еще. Мне не нравится. Самый, пожалуй, не линуксовый дистрибутив.
Предельно прост и юзер-френдли до тех пор, пока у вас что нибудь не сломается. 


2. Mint


Сделан на убунте (правда, есть еще Mint Debian на дебиане, но все эти извращения подробно рассматривать блогспота не хватит). 
Якобы стабильнее, чем убунта, за DE используется Mate (форк второго гнома, работает хорошо и пиздато). Если вы ставите минт, то скорее всего обрекаете себя на использование минта. Все же ближе к линуксу, чем убунта. Есть редакции со всеми окружениями рабочего стола.


3. OpenSuSe



Не справедливо погребенный под тонной говносборок убунты дистрибутив.
Создан для KDE, все остальное там уебищно. Если вы хотите попробовать дистрибутив с KDE, то Суся для вас. Главный минус - отсутствие нормальной документации и в отличии от убунты мало форумов и прочих центров бесплатной поддержки лентяев. 
Стабильная, простая, умная. 
Мне нравится


4. Fedora

 
Федора мне не нравится. Она не стабильная, никто ничего про нее не знает, работает через жопу и нужна никому. Единственный резон попробовать ее - Гном Шелл изкоробки, который мне не нравится. 
Попробуйте Федору на свой страх и риск. А она, кстати, уже вовсе не такая нубястая. 


5. Mageia


Магеиа (маджеиа?) - форкнутая Мандрива (дистрибутив из прошлого, которым пользовались от безысходности) категорически не нужна. По дефолту тут тоже идет KDE, пакетная система рпм (как в сусе или федоре) но все это ведро с гайками работает через зад и вообще черт ногу сломит в системе. Короче, изобрели велосипед с передним приводом и без тормозов. 
Мне не нравится.


6. Debian. 


Возможно, самый непростой (но не сложный) дистрибутив из всех перечисленных выше. Зато самый стабильный и самый подходящий для первого знакомства с линуксом. По дефолту идет Гном 2, но дефолт у дебиана - штука сомнительная, лично я всегда ставлю Netinstall и прикручиваю любое графическое окружение уже в процессе установки.
Мне очень нравится. 

СКАЧАТЬ (самый ванильный и дефолтный - в верхнем правом углу сайта, остальные образы ищите тут)


Теперь небольшой, ознакомительный обзор по дистрибутивам, требующим от пользователя красноглазия и подробного изучения вопроса. 

1. Gentoo

Мне нравится генту. Она повышает мое ЧСВ и заставляет мозг работать. Генту действительно ОЧЕНЬ гибкая в настройке и позволяет повыкидывать из дистрибутива ненужности самым простым образом. Ставить из стейж3, загружаясь с минималСД. Генту - это интересно. Но, если быть честным с самим собой - на десктопе не нужно. 

2. Slackware

Олдскульна. На этом ее плюсы закончились, увы. Я люблю слаку, П-г Б-г, но делать там совершенно нечего. Она настолько олдскульна, что даже в 14-ой версии слакопакеты представляют из себя все ту же помойку, контроля за зависимостями нет (а зависимости таки есть) и все... слишком олдскульно. Мне это не мешает пользоваться слакой время-от времени, но все же, когда от компьютера требуется постоянная, напряженная работа, мобильность, скорость и стабильность, я предпочитаю другие дистрибутивы (дебиан, например)

3. Archlinux

Не такой уж красноглазый, в самом деле. Если разобраться, он не принципиально сложнее того же дебиана. Мне не нравится. Мне не нравится пакман (пакетный менеджер), мне не нравится общее устройство системы, недозакос под генту и логотип. Арч я никому не советую.


В целом, на этом краткий экскурс по дистрибутивам закончен. Следующая глава будет более подробной, посвящена X11, различный графическим оболочкам и оконным менеджерам. Напишу я ее совсем скоро.
Указывайте, пожалуйста, на ошибки (особенно грамматические) в комментарии (у меня без капчи и анонимные) и ждите следующей части. Спасибо за внимание :3

20 комментариев:

  1. Эххх,ну вот люблю арч.На сервер я его конечно бы не запилил,лучше для этих целей дебиан,центос,хоть тажу бубнта серв...Краснаглазия можно "развести" почти на любом дистре).Пакман клевый по мне так.Мне наверное нравиться жить на всем свежим,типа впереди всех.Жаль что ты его так "опустил".(Слово в защиту).Для меня дебиан и арч равны,но разные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну я даже не знаю, что говорить про арч. Моя нелюбовь к нему какая то подсознательная, неосознанная.

      Удалить
  2. Арч нужен. С его вики - это лучший дистр для поднятия чсв и прокачки мозгов. Дебиан проще в плане настройки, поэтому он рекрмендуется просто для изучения без поднятия чсв

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вики классное, я согласен, но на мой взгляд это какое то "ни рыба, ни мясо" ни гента, ни дебиан.

      Удалить
    2. Глеб, именно потому что Арч взял все лучшее от Генты и Деба, оные и не нужны. Арчь няшко ^_^

      Удалить
  3. За дебиан люто плюсую!
    Арчевики- это просто клад- там инфы по линуксу больше, чем где бы то ни было. И все разжевано.
    Минт как-то нестабилен последнее время.

    Однако после нескольких лет на дебиане захотелось новизны, и как вышла 12.04 ушел на убунту на всех компах.

    ОтветитьУдалить
  4. Есть ещё один ГОДНЫЙ форк дебиана - CrunchBang. Люто советую всем.

    ОтветитьУдалить
  5. насчет отсутствия литературы не соглашусь, есть отличная книга Дениса Колисниченко "Linux от новичка до профессионала"

    ОтветитьУдалить
  6. CrunchBang - это в самом деле чудо. мелкий, шустрый и всё есть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. CrunchBang,ставил это сборку,была идея,что типа для терминала,открывать рдесктопом. И был у него какой то касяк,то ли он подвисал,через какое то время,то ли еще что то.Проще дебиан поставить,да и на котить нужный DE...

      Удалить
  7. Debian и Slackware наше всо. И таки да - арчвики нужна, там много полезного, хоть и местами задроченного под арч. И так суза разве на кедах? Я был уверен что в последние версии вкатили юнити...
    Dispetcher14.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, юнити работает на сусе, но не самая новая. По дефолту кеды и только они.

      Удалить
  8. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  9. все правильно написал,лучше бы не смог сказать.
    молодец.
    Слаковод

    ОтветитьУдалить
  10. Шрифты в "Этот вопрос заебал всех. Действительно, огромным недостатком современного мира линукса является обилие дистрибутивов, сборок и говносборок." - жесть, жесть, жесть...
    А так хорошо, но мало.

    ОтветитьУдалить
  11. Вы молодые и вам пофиг, а я старый и от плохих шрифтов сильно устают глаза. А хороший рендеринг их я нашел только в Убунте :(

    ОтветитьУдалить
  12. Правильно написал,только на сраном убунтоводе закидали помидорами.Сразу как-бэ намекаешь читателю-виндузятнику,начинай с дебиана.А я перед дебианом на Убунту много времени убил.Так держать!

    ОтветитьУдалить
  13. А как Вы измеряете близость к Линукс?
    Чем Mint ближе к Линуксу, чем Ubuntu?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отступлением от линуксовых канонов. В минте же нет Амазона и платных приложений в ЦП

      Удалить